пятница, 8 февраля 2013 г.

дом над вадопадом штат пенсильвания

Существенным недостатком строительства, основанного на техническом мышлении, является преувеличение методологического значения модуля как универсального инструмента структурирования материального объекта. «Модуль, включаемый в различные комбинации, и заранее готовая  строительная деталь утратили свое архитектурное и формообразующее значение. Тот факт, что все это напоминает неорганический мир молекул и атомных моделей, производит во все более технизированном, удаляющемся от Природы городском мире отнюдь не освобождающее впечатление, а, напротив, усиливает чувство отчужденности вследствие невыразительной произвольности блочных конфигураций. Идеал одновременности технического и художественного развития утратил свою привлекательность, люди больше не воспринимают технику как нечто освобождающее, а ощущают, что им все больше приходится приспосабливаться к техническому миру или даже становиться в этом мире лишними» [62].

Строительная индустрия не ставит своей задачей развитие культурного контекста в связанном историческом повествовании и диалоге. Она стремится к непрерывной модернизации производства любой ценой. Вновь достигнутый уровень утверждается ею как высший по отношению к прошлым периодам развития материальной и духовной культуры. Техническое мышление не признает возможности повторения духовности.

«Современная архитектура», характер которой 70-80 лет тому назад казался освободительным, то есть был в состоянии разбить оковы ложно понятого историзма, сегодня, в условиях угрожающей утраты исторического аспекта вообще, становится уже не прогрессивной, но усиливающей ложное направление развития. «Современная архитектура» и строительство не выполняют сегодня и второе историческое условие для эстетической и социальной правомерности функционализма - удешевление продукции. Строительное производство больше не требует функционального стандартизированного дизайна для налаживания простых технологических процессов массового производства. Управление капитальным строительством с помощью микропроцессоров дает возможность запустить более сложные и мелкосерийные производственные операции. Поэтому сегодня больше нет и прежних преимуществ полносборного панельно-блочного строительства - большей гибкости и большего простора для индустриальных методов. Использование в строительстве готовых деталей дороже, чем традиционный способ, поскольку транспортные расходы превышают экономию, возникающую из массового производства [62].

Под воздействием тектуры сформировалась «современная архитектура», характерными признаками которой являются конструктивизм и функционализм (недаром в свое время так были названы архитектурные стили). В большинстве строений «современной архитектуры» представлен функционалистский китч («интернациональный стиль») как нетворческое подражание и банализация, удешевление и принижение эстетико-социального замысла и программы при одновременной претензии на высокое искусство. Функционализм, подкрепленный архитектурной претенциозностью, используется как извинение за отсутствие изобразительного импульса и как эрзац при оформлении постройки. Китч лежит в основе строительно-художественного функционализма, потому что некогда «современная архитектура» отказалась от творческого и изобразительного импульса, от исторической орнаменталистики и ввела новые строгие формы в отличие от эклектичного стиля конца XIX в., опустилась до уровня строительного стиля с минимальной изобразительностью архитектурных деталей и покорилась экономическому императиву стандартизации и удешевления. Хозяйственно-строительный функционализм есть эстетический китч, поскольку сегодня нет технико-экономических условий для таких стилей, как «Баухауз» [62].

В современных социальных условиях строители заинтересованы, как правило, в получении максимально высокой прибыли и потому стремятся к минимизации единовременных производственных затрат. Эталоном для них являются высокие технологии. Тектура оправдывает беспощадную эксплуатацию Первой Природы с целью достижения экономической, технической и материальной эффективности. Целевая программа тектуры в капитальном строительстве сводится к достижению только физиологического комфорта. В тектуре не принимаются во внимание побочные результаты технической деятельности, так как техническая интеллигенция придает значение только условиям, которые обеспечивают осуществление элементарной функции. «Она радикальна, прямолинейно созидательна, на всем оставляет отпечаток, но в своем воздействии на окружение немилосердна, так как не принимает во внимание условий целостности бытия своего ближнего» [62].

Не только в технически слаборазвитых, но и в экономически процветающих странах многие отрасли строительства успешно обходятся без участия архитекторов. Так, например, более 90% строительных компаний США, производящих малоэтажные индустриальные жилые дома, не прибегают к помощи архитекторов, а приглашают для оказания временных услуг только дизайнеров. Роль последних сводится к эстетическому усовершенствованию отдельных деталей инженерной продукции - дверей, дверных ручек, светильников и других аксессуаров в рационально запроектированных сооружениях. В нашей стране массовое индустриальное строительство на новых городских селитебных территориях также подтверждает вышесказанное (вспомним опыт инженера Логутенко в Москве и инженера Юзбашева в Ленинграде). Инженерные структуры жилых, общественных и промышленных сооружений обеспечивают необходимый уровень физиологического комфорта в них, и это считается вполне удовлетворительным результатом строительной деятельности.

Господство тектуры и диктат техники в капитальном строительстве привели к тому, что строительство как инженерная рациональная деятельность, направленная на создание монофункциональных объектов, не нуждается в архитектуре и архитекторах. Это подтверждается проектно-производственной практикой последних десятилетий, как в нашей стране, так и за рубежом.

Индустриальное строительство проявляет постоянную тенденцию к тектуре, то есть культуре человека, «потерявшего связь с Природой, окруженного искусственной реальностью извне и пронизанного ею изнутри» [74].

Техническое мышление, характеризующее, в частности, строительное производство, не принимает во внимание это обстоятельство. Стройиндустрии свойственен техноморфизм. Техническое мышление породило тектуру (производное от слов «техника» и «культура»), которая подменяет культуру. Тектура теряет связь с духовным миром человека и способствует уничтожению культуры в ее традиционном понимании. Тектура создает условия для возникновения сверхсложной социотехнической системы, в которой человек превращается из субъекта творческой активности в ее придаток - «человеческий фактор». Технологическая культура - тектура - это искусственный мир нормативных рассудочных символов, в котором не остается места человеческим чувствам, духу, душе, - это мир технологического человека. Тектура противопоставляет искусственное Природе.

Современная экологическая кризисная ситуация следует из второго основного закона термодинамики, который обосновывает конечность энергий и естественных природных ресурсов.

Усиление комплексности, отсутствие ее снижения или регрессии являются для Нового времени эталоном, так как однажды достигнутый уровень, по закону сохранения энергии, длится во времени» [62]. Считается, что техника определяет формы существования и деятельностный мир человека, что техническое развитие является независимой культурной составляющей, а общественно-духовное - зависимой от производственно-технических возможностей общества (это, например, сформулировано в выше приведенном определении понятия «архитектура»). Техническое мышление, как было показано в разделах 1, 2 и 3, утверждает безраздельное господство человека над Первой Природой, ее полное подчинение власти общества. Эта тенденция привела к тому, что социум и природное окружение переживают сейчас глубокий экологический кризис, заставивший вспомнить второй фундаментальный закон термодинамики, открыться, как известно, вскоре после первого, но основательно забытый. Согласно этому закону, природно-косми-ческие структуры стремятся к более вероятному, менее комплексному состоянию, а теплота всегда переходит только от более теплого к более холодному телу - и никогда наоборот. В соответствии со вторым законом термодинамики, наши системы конечны, а регресс оказывается гораздо более вероятным, чем тенденции к стабилизации.

Настоящий период социального развития, начавшийся научно-техническими преобразованиями Нового времени (с эпохи Просвещения), характеризуется господством техники и технического мышления. Их основополагающим принципом является первый закон термодинамики - сохранение энергии. «Он обосновывает гипотезу о самосохранении структуры бытия и лежит в основе представлений об эволюционных началах космологии и биологии. Структуры мира становятся все более комплексными, так как энергия и тенденция к повышению степени комплексности сохраняются.

Перечисленные виды деятельности не тождественны. Каждая имеет свои задачи и располагает средствами для реализации целеполага-ний человека. С категориальных позиций перечисленные виды деятельности не взаимозаменяемы, то есть закономерности одного вида не действенны в другом. В жизнедеятельности социума с течением времени существенно меняется значение архитектурной и механической деятельности, что зависит от целей, которыми руководствуется общество на данном этапе развития.

Создание искусственной среды обитания человека второй- природы - осуществляется, в основном, тремя видами человеческой деятельности: архитектурным и инженерным проектированием, строительными науками и строительным производством (техникой). Все виды деятельности являются частями культуры общества и обладают выраженной спецификой. В силу своих особенностей они принадлежат разным областям целостной культуры. Архитектурное творчество как композиторское искусство входит в систему художественной культуры. Инженерное искусство - техническая деятельность. Строительство как вид техники и исполнительское искусство есть часть материальной культуры. Строительные науки как интеллектуальная деятельность, направленная на раскрытие закономерностей, которые временно скрыты в Природе за оболочкой видимого, являются сферой духовной культуры.

версия для печати

Архитектурная культура. Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы»

Глава 4. Искусство архитектуры как средство гуманизации строительства

Особняк Е. Кауфмана (Дом-над-водопадом). Штат Пенсильвания. Архитектор Ф. Л. Райт

история архитектуры

Глава 4. Искусство архитектуры как средство гуманизации строительства

Комментариев нет:

Отправить комментарий